ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ?

ekologicheskij lagerj

экологический лагерь “Поколение”

Экологический лагерь – это особая форма работы по экологическому образованию и воспитанию учащимися

В современных условиях, когда обострение экологических проблем ставит под угрозу целостность природы, существование биосферы и существование самого человека, приобретает особую актуальность проблема экологического образования и воспитания молодежи. Приоритетная роль в ее решении традиционно принадлежит общеобразовательной школе. Вместе с тем, к настоящему времени накоплен обширный и разносторонний опыт внешкольной работы в данной области. В частности, это опыт работы с детьми в экологических лагерях.

Первый экологический лагерь в Калужской области был инициирован и проведён учителями Мосальского района (А.И. Сёмин и А.И. Сидорка) в июне 1987 года. Ежегодно, начиная с 1988 года Калужский областной эколого-биологический центр учащихся (КО ЭБЦУ) и общественная очно-заочная эколого-биологическая школа (ОЗЭБШ) систематически организует на территории области несколько экологических лагерей. Кроме того, подобные мероприятия осуществляются и другими государственными образовательными учреждениями, а также некоторыми общественными организациями. Подводя итоги десятилетнего опыта, можно выделить некоторые направления в подходах к проведению экологических лагерей.

Условно экологические лагеря можно разделить на краткосрочные и многодневные.

В работе краткосрочных (до недели) экологических лагерей принимают участие заранее не подготовленные к ним учащиеся. Они проводятся, как правило, либо как эколого-туристические сборы, либо как эколого-экскурсионные экспедиции, во время которых учащиеся получают наглядное представление о сложности и многогранности окружающего мира, знакомятся с методами изучения и охраны природы. Такие лагеря наиболее предпочитаемы для учащихся младших и средних классов.

Многодневные (10-30 дней) экологические лагеря проводятся с учащимися средних и старших классов, которые заранее подготавливаются к участию в них. С будущими участниками предварительно проводятся теоретические и практические занятия по краеведению, биологии, экологии, географии в кружках, обществах или клубах. В некоторых случаях заранее выбираются темы предстоящих самостоятельных работ, исследований, наблюдений и т.п. Для каждого подобного лагеря составляется соответствующая уровню подготовки учащихся программа, которая включает в себя цикл полевых практик, экскурсий, самостоятельных исследований и заключительную конференцию – итог проделанных самостоятельных работ. Некоторые исследования, имеющие достаточно высокий научный уровень, в дальнейшем представляются на областных и российских научно-практических конференциях, публикуются в печати. Помимо перечисленных выше образовательных и научных мероприятий в программу включаются мероприятия по природоохранной деятельности: очистка ближайшего водоёма, организация мест стоянок туристов, обустройство экологических троп и т.д. В ряде случаев в программу лагеря входят “заказные” мероприятия, типа сбора материала для областного биоиндикационного мониторинга или учётов каких-либо природных объектов.

Последний тип экологических лагерей, получает всё большее распространение в Калужской области. К работе в них привлекаются преподаватели-энтузиасты школ, Вузов и природоохранных организаций области. С каждым годом увеличивается число студентов КГПУ, работающих в таких лагерях со школьниками. Как правило, они сами, будучи юннатами, в недавнем прошлом, прошли через подобные мероприятия. Ниже приводится учебная программа, по которой авторы проводили экологические лагеря с учащимися Калужской области. По ней работают в Калужском эколого-биологическом центре учащихся и в общественном экологическом клубе “Stenus”. Она предусматривает осуществление основной части экологического образования учащихся в каникулярное время. 

Целью программы является – экологическое образование и привлечение учащихся к исследованиям природы своего края Необходимость данной программы продиктована опытом работы с детьми в экологических лагерях Калужской области. 

Словарь основных изучаемых (формируемых) понятий

Автотрофы
Агроценозы
Адаптация
Аменсализми
Анабиоз
Антропогенное воздействие
Антропогенные ландшафты
Асимметрия
Атмосфера (
Атмосферного давления.
Аутоэкологии
Бентос
Биоиндикация
Биомасса
Биоразнообразие
Биота
Биотоп
Биотопическая приуроченность
Биоценотическая роль
Болото
Брачное поведение.
Брачный период
Вегетационный период
Видовая структура
Видовое разнообразие
Видовой состав
Викарирующие виды.
Влагообеспеченность
Влажность воздуха
Влажность почвы
Внеярусные растения
Вода
Водный режим
Водоёма pH
Возрастной состав популяции
Вторичные сукцессии
Генеративные миграции
Генотип
Геоботаника
Геоботаническая классификация
Герпетобионты.
Гетеротермные организмы
Гетеротрофы
Гигрофиты
Гидробионты
Гидромелиорация.
Гнездовой период
Гнездовые участки
Гомеостаз
Гомойотермные организмы
Декомпозеры
Демэкологии
Динамика популяций.
Естественные экосистемы
Животное население
Жизненные формы
Забота о потомстве.
Загрязнения атмосферы
Зимнезелёные растения
Зообентос
Искусственные экосистемы
Источника загрязнения
Кислородный режим водоёма
Классификация
Классификация ландшафтов
Климат
Коадаптация.
Колониальность
Колонии
Конкуренция.
Консорции
Консументы
Кормовые миграции
Кормовые участки
Кочёвки
Коэволюция
Криофилы
Криптобиоз
Ксерофиты.
Ландшафт
Ландшафтный профиль
Ландшафтообразующие процессы
Лес
Лесное хозяйство
Лесные экосистемы
Лесоустройство
Лётной активности
Лимническая зона
Линька.
Литоральная зона
Луг
Макроконсументы
Макрофауна
Мегафауна
Мезоклимат
Мезофауна
Мезофиты
Мелиорация
Места обитания.
Миграции животных
Микроклимат
Микроконсументы
Микростациальное распределение
Микростации
Микрофауна
Мимикрия.
Мирмикофильные растения
Мозаичность
Мутуализми
Нейстон
Нейтрализм.
Нектон
Нерест рыб
Обилие
Озеро
Окружающая среда
Омут
Опыление растений.
Осадки
Отмель
Паразитизм
Пелагобионты
Первичные сукцессии
Первопоселенцы
Перекат
Перелётные птицы
Пищевая специализация
Пищевой спектр
Планктон
Плёс
Плодородие
Плотность
Плотность воды
Пляж
Подлесок
Подрост
Пойкилотермные организмы
Покровительственная окраска.
Половая структура популяции
Половозрелость.
Половозрелость.
Половой и возрастной деморфизм.
Популяция
постгнездовой период
потенциал размножения
почвообразовательный процесс
Почвы
Правило предварения
Пресноводные экосистемы
Природный комплекс
Прирост популяции
Продуценты
Прозрачность
Пролётные птицы
Пространственная структура популяции
Профундальная зона
Пруд
Равнины зандровые
Равнины моренные
Распределение
Расселительные миграции
Растительность
Редуценты
Река √
Рекреационная нагрузка
Рекреационные участки
Рекреация.
Рекреация.
Рельеф
Речная долина
Рождаемость
Сапротрофы
Сапрофаги
Сверхпаразитизм
Свет
Световое довольствие растений.
Световой режим
Симбиоз.
Синэкологии
Систематический состав
Скорость размножения
Скорость течения
Следы жизнедеятельности
Смена растительных сообществ
Смертность.
Солевой режим водоёма
Солнечная радиация
Спектры питания
Стации обитания
Стенобионты
Структура популяции
Сукцессионные ряды
Сукцессионные стадии
Сукцессия
Темп роста популяции
Температура
Температура,
Температурный режим водоёма
Теневые виды
Теневыносливые растения
Тепло
Термофилы
Типы леса
Типы почв
Топические связи
Трофические связи (прямые и косвенные)
Фабрические связи.
Фаготрофы
Факторы среды
Фарватер
Фауна
Фенологические маршруты
Фенологические явления
Фенологический календарь
Фенология
Фенотип
Фены
Физиологическоя сухость
Фитобентос.
Фитофаги
Фитоценозы
Флора
Форитические отношения
Фотопериодизм
Хищники.
Ценообразующие виды.
Численность
Эврибионты
Экологическая структура
Экологические группы
Экологические зоны водоёма.
Экологические ниши.
Экологическое равновесие
Экология
Экосистемы
Экспозиции склонов
Эрозия почв
Эфемероиды
Эфемеры
Яр
Ярусы

Comments are closed.