Экологической кинофестиваль *Зеленый взгляд*

festivalj zelenyj vzgljad“ЗЕЛЕНЫЙ ВЗГЛЯД”

комментарии к международному К кинофестивалю экологических фильмов

Людмила Романюк, член жюри фестваля

То, что происходило в Доме кино 12-15 марта, можно назвать Событием чрезвычайной важности. К сожалению, не наблюдалось ажиотажа на входе в Дом кино, не было длинных очередей и желающих попасть на фестиваль по “лишнему билетику”. А жаль. Организаторы фестиваля – Управление по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга, международный экологический центр ЕСАТ-Санкт-Петербург и институт “Экомедиа” (г.Фрайбург, Германия) – вложили в организацию фестиваля немало сил. Существенную часть финансовой поддержки проекту оказала Европейская Комиссия (Генеральный Директорат XI). Большую заинтересованность и поддержку фестивалю оказали представительства в Санкт-Петербурге Института Гете, Совета Министров Северных стран, Британского Фонда “Ноу-Хау”, Министерства окружающей среды Финляндии, Европейский Союз по охране прибрежных территорий и ряд международных организаций.

Нашлись, что очень приятно, и спонсоры фестиваля. Фирмы “Кофе Манхеттен” и “Кока-Кола Санкт-Петербург Боттлерс” угощали гостей фестиваля своими напитками. Фирма “Ив Роше” – предоставила очаровательные подарки, фирма “Северо-Западный GSM” – радиотелефоны и эфирное время организаторам, гранд-отель “Европа” – скидки гостям фестиваля.

Атмосфера на фестивале была теплой и дружеской. Иногда становилась горячей, когда разгорались дискуссии после просмотренных фильмов. Реакция зала была непосредственной, т.к. большинство зрителей составляли юные граждане нашего города. И это замечательно. Потому что именно к ним в первую очередь был обращен взгляд фестиваля.

28 фильмов из 10 стран были отобраны конкурсной комиссией для представления на фестивале. И это тоже факт, что второй фестиваль стал более “международным” по сравнению с первым. Замечательно то, что многие режиссеры и авторы фильмов нашли возможность приехать на фестиваль и лицом к лицу встретиться со своими зрителями.

А вот задача жюри была сложной. Из 28 фильмов нужно было выбрать 7 призовых. Фильмы оценивались по 8 критериям, но еще один, пожалуй самый главный, формализовать было невозможно, – это степень воздействия фильма на сознание зрителя.

Были показаны прекрасные фильмы:

“Амида – дальневосточная черепаха” (Александр Черкасов, Россия) – увлекательный рассказ о редком виде черепах, обитающих только на реках Амур и Уссури и находящихся на грани исчезновения.

“Песнь тюленей” (Ханс Остбом, Швеция) – романтическая повесть о тюленях в Балтийском море.

“Время природы: ловушки смерти или источники жизни?” (Томас Каро, Германия) – о природе растений-хищников. Они одновременно и преступники и жертвы, живущие в закрытом симбиозе с насекомыми.

“Заповедник в центре Азии” (Юрий Климов, Россия) – снятый в Саяно-Шушенском биосферном заповеднике и богатый уникальными эпизодами жизни обитателей тайги.

Но эти фильмы, заслуживающие самой высокой оценки за операторские съемки, за острый взгляд, за пронизывающее чувство любви к такой разнообразной природе нашей Земли все же не содержали в себе энергии действия, пробуждающего сознание.

Фильмы-репортажи:

“Национальный парк у фронта” (Валентин Турн, Хорватия) – о том, как природа лечит свои раны, нанесенные ей самым “разумным” существом на земле – человеком – в бессмысленной войне.

“Чендж” (А.Кисилев, Н.Великодная, Россия) – о трагедии Челябинска и проблеме транспортировки и уничтожения радиоактивных отходов.

“Черное море – смерть или отсрочка приговора” (Ник Давидсон, Великобритания) – о трагической судьбе одного из великих внутренних морей – Черного моря.

Эти фильмы констатировали факты безобразной человеческой деятельности, ставили острые вопросы, требующие немедленного разрешения, но все же не поднимали проблему до уровня философского обобщения, формирующего экологическое сознание личности.

Еще ряд фильмов можно объединить в фильмы – практические руководства, в которых просто и доступно было рассказано, как решаются проблемы, связанные с отходами. Проблема отходов была одной из двух главных тем фестиваля. Создатели этих фильмов убедительно доказывают: охрана окружающей среды – дело каждого, и начинать надо каждому – в своей семье, в своем доме, дворе, городе.

И все же призы получили другие фильмы:

Гран-при “Зеленый взгляд” – фильм “Поиски” (Тайрон Монтгомери, Германия) – фильм-притча о жизни и смерти, о человеке и окружающем его мире, о путях развития человечества, о …, впрочем, каждый может увидеть свой смысл в этом коротком добром и грустном фильме.

Лучший фильм для детей и юношества – два коротких рассказа о маленьком жителе Дании Хельмуте Ольсене, познающем мир. Фильм в жанре мультипликации (автор Линер Молтер, Дания). Зрительская аудитория восторженно реагировала на все, происходящее на экране, а происходили там самые обыкновенные вещи, но рассказанные просто и с добрым юмором.

В номинации “Смелость в создании экологических фильмов” призовым стал фильм “Проблемы природы: вырубка сибирской тайги” (Валентин Турн, Германия). Не случайно, что фильм, казалось бы, о российской проблеме – варварской вырубке сибирской тайги южнокорейскими компаниями – снят немецким режиссером. Это пример того, что наша общая окружающая среда – и наша общая боль. Фильм не только заставляет содрогнуться от мысли, что природа беззащитна перед монстрами человеческой цивилизации, не только называет всех виновных, не только вскрывает экономические язвы, но и поднимает проблему нарушения бесценного биосферного потенциала нашей планеты и возможных последствий этого необратимого процесса до глобального уровня.

Еще три фильма были награждены специальными призами:

“История верхового болота” (Жан Хенриксон, Финляндия) – специальным призом “За красоту и гуманизм”;

“Возвращение хищных птиц” (Бу Линдин, Швеция) – за оригинальный подход в освещении экологических проблем;

“Жуки-искусники” (Хоннес Шпринг, Германия”) – призом зрительских симпатий.

Фестиваль завершился показом призовых фильмов, дискуссией о судьбе будущего фестиваля в Санкт-Петербурге и пресс-конференцией по итогам фестиваля.

Организаторам фестиваля пришлось выслушать и критические замечания в свой адрес. На закрытом просмотре были показаны два внеконкурсных российских фильма, не вошедших в программу фестиваля, один из которых вызвал бурные дискуссии – фильм о судьбе члена экологической организации “Беллуна”, бывшего подводника Никитина.

В наше сознание уже вошел термин “экологическая политика”, но существует, помимо всего прочего, и такое явление, как “политическая экология” – придание чрезмерной политической окраски экологическим проблемам.

В дополнение к материалам публикуемой в данном номере бюллетеня статьи “Устойчивизм” (“сустэйнобилизм” и еще двенадцать “измов”, уводящих от решения проблем окружающей среды” данное явление можно обозначить как “политицизм”. Возможно, излишний “политицизм” не позволил данному фильму быть представленным на фестивале. К сожалению, ни один из российских фильмов, участвовавших в конкурсе, не получил призовых мест.

Но, тем не менее, фестиваль состоялся. И единодушное мнение участников – фестивалю в Санкт-Петербурге быть.

“Люди, как птицы. Кажется, отдельно взятая птица не обладает интеллектом, но собравшись в стаю, они формируют коллективный интеллект и легко находят путь в далекие края. Каждый человек может прожить свою отдельную птичью жизнь, спрятав голову под крыло, как страус. Но, только объединив свои отдельные жизни в одну общую, можно сформировать общественное экологическое сознание и на пороге XXI века выработать новую парадигму развития, направленную на существование в гармонии с окружающим миром”.

Именно эта мысль подытожила мои личные впечатления от просмотренных фестивальных фильмов. Именно эти слова прозвучали в моем заключительном выступлении, обращенном к участникам и гостям фестиваля.

One Response to Экологической кинофестиваль *Зеленый взгляд*

  1. introkis says:

    Отличная идея. Отличная конференция. Как по-мне, то нужно как можно чаще проводить такие мероприятия и не только у нас, а и в других городах. Думаю, людей подключатся к акции больше!