Методики полевых исследований в летних эколагерях для детей

deti ekologijaМетодики полевых исследований рептилий, применяемые в работе летних экологических лагерей

  • Сама площадка это участок территории, как правило, прямоугольной формы площадью несколько сот квадратных метров, за которым ведутся наблюдения в определенный отрезок времени или несколько таких отрезков. В отличие от предыдущего метода здесь мы можем произвести тотальные исследования, т.е. выявить всех без исключения особей обитающих на данном участке, проследить каждый их шаг. Идеально совмещать при учете численности оба этих метода.

    Пример: прыткая ящерица активна днем, однако, никогда животные не покидают свои убежища все разом; в зависимости от времени суток, погоды и др.; соотношения общей численности с количеством активных животных разные, с помощью мечения и непрерывных наблюдений мы выявляем всех ящериц на нашей площадке, потом подсчитываем, какая часть из них активна, скажем в 13.00, и проводим учет на полосе в это время; сопоставив эти данные, мы получаем относительно верные данные о численности прыткой ящерицы в районе исследований.

    Мечение

    Иногда, как в описанном выше примере, или при изучении миграций, приходится метить животных. Предлагаю два способа. Во-первых, можно ставить на верхней стороне тела объекта знак хорошо заметным красящим веществом (например, лаком для ногтей можно нарисовать номер на голове ужа). При использовании этого способа можно с приличного расстояния опознать животное и наблюдать за ним, не беря его в руки. Однако нет совершенных методов! Рептилии склонны к регулярным линькам и краска сходит вместе с кожей при первой же. Второй способ заключается в нанесении незначительных механических повреждений. У ящериц обычно отрезают последнюю фалангу на каком либо пальце, при этом пальцы на передних лапах могут быть десятками, а на задних – единицами. Как же быть с безногими змеями? С ними поступают иначе: широкие брюшные чешуи змей имеют свободные края, делая надрезы на этих краях в определенных сочетаниях можно закодировать на животе ужа или гадюки любой номер. Хотя эти надрезы и исчезнут с течением времени, они все-таки выдерживают не одну линьку. Одно плохо – чтобы идентифицировать животное приходится ловить его. Сочетание двух способов мечения легко исключает недостатки каждого из них.

    Морфометрические характеристики Очень часто морфометрия используется при характеристике вида, описании полового диморфизма и т.д. Пример: у самцов и самок гадюк разные соотношения длины тела и хвоста; малочешуйчатый полоз – единственный лазающий полоз России, имеющий вокруг середины туловища не более 19 чешуи. Данный способ заключается в подсчете и расположении некоторых чешуи и щитков и снятии различных промеров. Обычно какие-либо достоверные различия между полами или популяциями обнаруживаются только при больших выборках. У разных групп рептилий подсчитывают и измеряют разные признаки, но есть кое-что общее для всех. Это: – длина туловища (измеряется от кончика носа до анального отверстия); – длина хвоста (измеряется от анального отверстия, не измеряются аутомированные хвосты у ящериц); – количество рядов чешуи вокруг середины туловища; – количество брюшных щитков у змей и рядов брюшных щитков у ящериц; – количество подхвостовых (пар подхвостовых) щитков у змей и хвостовых колец у ящериц. Фиксация особенностей окраски Как нет одинаковых людей, так и нет одинаково окрашенных животных. Иногда эти различия заметны очень сильно, иногда – наоборот. Часто наличие или отсутствие каких-то деталей или всего рисунка в целом является единственным отличием одной особи от другой, одной популяции от другой. Самым удачным способом фиксации является зарисовка: во-первых – дешево, во-вторых – доступно каждому, в третьих – позволяет отсечь ненужные детали. Определение пола у рептилий Очень часто при полевых исследованиях, а точнее почти всегда, требуется определить пол пойманного животного. Сейчас мы попробуем сделать это на примере пресмыкающихся нашей области.

    Прыткая ящерица. Самцы имеют небольшие припухлости в нижней части основания хвоста. В период размножения они ярко-зеленого цвета. Самки окрашены в коричневые тона.

    Живородящая ящерица. У самцов, как и в предыдущем примере, имеются припухлости в основании хвоста. Брюхо ярко оранжевого цвета. Низ туловища самок сероватых тонов. Веретеница. Припухлости на хвосте хотя и имеются, но выражены очень слабо. В период спаривания (апрель, май, июнь) по телу самца разбросаны яркие голубые точки.

    Гадюка обыкновенная. Хвост самцов значительно длиннее и слегка расширен в основании. Если посмотреть с брюшной стороны, то по линии анального отверстия виден перехват между туловищем и хвостом. У самки хвост плавно сужается без каких-либо видимых расширений. У медянки и ужа обыкновенного при определенной сноровке пол определяется также как у гадюки, однако перехват настолько слабый, что часто просто не заметен. Специалисты в данном случае определяют пол сексованием. У змей и ящериц копулятивные органы самцов представлены двумя гемипенисами, расположенными в основании хвоста (отсюда и расширения). В состоянии возбуждения они выворачиваются наружу через парные отверстия, расположенные у входа в клоаку со стороны хвоста, (если немного оттянуть, покрытую чешуйками кожу хвоста, вниз, то они хорошо заметны). Самки тоже имеют аналогичные отверстия (анальные железы). Теперь осталось “измерить глубину”. Для этого берем тонкую леску, оплавляем немного острый кончик, дезинфицируем, смазываем леску любым нетоксичным масляным раствором и вводим в вышеописанные отверстия. Если леска вошла на несколько сантиметров – перед нами самец, если на 5-8мм – самка.

    Изучение питания Когда-то рептилии господствовали на земле, но позже были довольно сильно потеснены более прогрессивными птицами и млекопитающими. Несмотря на это они до сих пор являются существенной неотъемлемой частью пищевой пирамиды. Как и все остальные животные, они убивают, чтобы выжить и погибают, чтобы дать жизнь другим.

    Межвидовые взаимоотношения очень часто сводятся к взаимоотношениям типа хищник-жертва. Всегда для любого животного основополагающими были и будут два ресурса: территория (акватория) и пища. Изучение питания животного дает возможность постичь его место в бесконечной пищевой цепи, зачастую использовать это на пользу человеку. Скажи мне, что ты кушаешь, и я скажу кто ты! Жаль, что наши подопечные не хотят рассказывать, что у них было на обед. Попробуем узнать сами! Исследования желудков Легче всего узнать, что находится в животе у змеи. Если уж или гадюка недавно поели, то при поимке часто сами легко срыгивают пищевой объект. Если срыгивать не хотят, то с помощью массажа от желудка (где желудок легко понять по вздутию примерно в середине туловища – тут и находится необходимый нам предмет) к голове мы помогаем им избавиться от пищи. Далее нам осталось взять в руки определитель и узнать, что же находится перед нами. Чтобы узнать, чем недавно поживилась ящерица, часто приходится умервщлять последнюю, т. к. отрыгивают они пищу крайне редко.

    Исследования фекалий Дело в том, что поедаемая ящерицами и змеями пища переваривается не полностью.Непереработанными остаются шерсть, когти и хитиновые части насекомых, по которым и определяется, кем когда-то был этот комок непереваренных останков. Последний метод требует высокого профессионализма и специальных определителей.

    Наблюдение. В случае с ящерицами самым оптимальным, на мой взгляд, способом является простое наблюдение. Фиксируя каждый прием пищи, мы получим представление о рационе данной особи. Так как ящерицы довольно пугливы, лучше наблюдать за ними издалека, вооружившись биноклем. Заодно Вы подметите массу других интересных моментов из их жизни, например как отличается поведение ящерицы при охоте на кузнечика и жужелицу. Вы, конечно же, понимаете, что рассказать обо всех методах сразу просто невозможно, да и не нужно. Здесь описано несколько методик, которые обычно применяются герпетологами. Кстати, большинство из них известны любому зоологу и вошли в классику зоологических исследований.

    Буду рад, если сей скромный труд поможет Вам! Надеюсь, что из некоторых Ваших учеников получатся герпетологи!

    5: На территории Нижегородской области обитает шесть видов рептилий. Чтобы помочь Вам понять, что за змею или ящерицу Вы поймали, предлагаю маленький определитель рептилий Нижегородской области.

    + имеются веки и хорошо развитые конечности, если конечностей нет, то щитки на брюхе не расширены и не отличаются друг от друга (ящерицы)

    – конечностей нет, брюшные щитки расширены и сильно отличаются от остальных (змеи). Ящерицы + конечности отсутствуют (веретеница ломкая). – имеются хорошо развитые конечности (настоящие ящерицы) Прыткая ящерица.

    Длина тела 9-11 см. Хвост в полтора раза длиннее. На спинной стороне взрослых особей имеются неправильной формы крупные темные пятна . Основной фон у самок светло-коричневый, у самцов чаще зеленый. У молодых в окраске преобладают коричневые тона, на боках тела 1-2 ряда светлых глазков. Живородящая ящерица. Длина тела около 6-7 см, с хвостом 14-16 см. Контрастность, присущая прыткой ящерице отсутствует, основной фон коричнево-бурый. По спине проходит темная полоса, иногда разделенная на отдельные пятна, по бокам спины по одной светлой узкой полоске и по одной темной широкой полосе по бокам. Встречаются одноцветные темные экземпляры. Змеи +3рачек вертикальный (гадюка обыкновенная) – Зрачек круглый (Ужеобразные) Уж обыкновенный. Крупная до 140 см змея. По бокам головы позади висков расположено два желтых или оранжевых пятна. В редких случаях пятна беловато-серые, еще реже – отсутствуют вовсе. Нижняя сторона тела матово-белая с темными неправильной формы пятнами. Иногда пятна сливаются и брюхо становится черным. Медянка обыкновенная. Длина тела не более 65 см. На сером, коричневатом, красноватом фоне большое количество мелких точек и пятен. Окраска брюха дублирует верх, но пятна здесь менее упорядочены. Выбранная нами группа животных (рептилии) наиболее загадочна. С одной стороны “гады” – герои множества неправдоподобных (почти всегда не в их пользу) легенд, суеверий, вызывающих страх и “праведный” гнев людей; с другой – их образ жизни, манера передвижения, охотничьи повадки и т.д. вызывают определенный интерес со стороны человека. Интерес, это первый шаг к пониманию необычных созданий, симпатии к ним. Разжигать и поддерживать такой интерес, особенно у детей – наша главная задача.

 

Comments are closed.