Консультационный центр по дополнительному экологическому образованию

zelenoe dvizhenieБлагодаря поддержке Института Устойчивых Сообществ (ISC) и Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках проекта РОЛЛ Научно-педагогическая лаборатория “Клен” при Экологическом центре “Дронт” (Нижний Новгород) передавала опыт проведения летних экологических лагерей.

В ходе реализации проекта были созданы постоянно действующие Консультационный центр по дополнительному экологическому образованию и Виртуальный консультационный центр, куда поступали информационные материалы от лиц и организаций, имеющих богатый опыт проведения летних экологических лагерей и школ.

Представленный Вашему вниманию сборник статей включил в себя как материалы, прозвучавшие в ходе проведения семинаров, организованных НПЛ “Клен”, так и присланные в адрес Консультационного центра. Составители данного сборника не ставят перед собой задачу дать исчерпывающие материалы по актуальной проблеме организации природоохранной учебно-воспитательной работы со школьниками в летний период. Мы лишь хотим представить точки зрения людей, имеющих живой и богатый опыт работы по формированию у детей любви к родной природе, обучению их навыкам ее исследования, воспитанию в них природосберегающего мировоззрения. Надеемся, что опубликованная в сборнике информация “из первых рук” будет полезна и интересна не только для тех, кто организует или планирует организовать летний экологический лагерь/школу, но и для всех тех, кто неравнодушен к проблеме воспитания в наших детях самых лучших человеческих качеств.

Наибольшее число обращений к электронным материалам консультационного центра и большинство электронных отзывов и писем было не от школьных учителей и не от организаторов летних школ, а от самих школьников и их родителей, которые интересовались тем, как их дети могут принять участие в летних школах.

В Переславле-Залесском в городских летних школах многие дети 2000 года участвуют в учебных проектах, физически не присутствуя в здании школы – со своих домашних компьютеров. Можно утверждать, что сегодня мы уже имеем такой домашний “двигатель” и этот “двигатель” действительно может увеличить производительность и эффективность обучающегося дома ученика. Осталось только добиться организации и дисциплины?

С другой стороны в системе традиционных коммуникаций вокруг процесса передачи знаний веками формировался некий необходимый ритуал, который пока отсутствует в электронной форме. В тех занятиях, которые мы организовывали десять-двенадцать лет назад, достаточно много места занимало неформальное общение учеников и преподавателей. Скорее всего, многих учеников на занятия притягивала именно эта возможность общения. Они приходили в школу не за более мощными средствами обучения и не в поисках организации и дисциплины, а на ритуальные чаепития. Ритуал академических и педагогических занятий – “чаепитий”, который с развитием электронных коммуникаций утрачивается, был важен для поддержания группы.

Поиск и формирование таких же ритуальных форм общения ведется и в электронной среде. Очень интересен в этом плане был проект MIT MediaMoo – перенос атмосферы академического сообщество в среду электронной игры MUDS. Это попытка сохранить человеческие формы общения в электронной среде. Когда вы в парке встречаете человека с собачкой, то вам значительно проще начать с ним беседу, если у вас тоже есть собака. Точно так же и в электронной среде общение упрощается, если вы и ваши собеседники объединены некими общими признаками, даже если они и не имеют прямого отношения к теме дискуссии. В последние несколько лет в этом же направлении ведутся поиски в рамках мегапроекта “Виртуальный Класс” – стартовые, заключительные вечеринки и другие “маленькие особенности”.

Comments are closed.