Интернет-технологии -экологии

КE2NMRt47dzAроме организации постоянно действующего (физического) центра консультаций в Нижнем Новгороде и серии семинаров в различных регионах России (Нижний Новгород, Переславль-Залесский, Михаленино, Муром), проект “Консультационный центр по дополнительному экологическому образованию” предусматривал создание своей виртуальной версии.

Передача опыта в этой среде потребовала существенного видоизменения формы представления накопленных знаний. Мы имели возможность сравнивать передачу опыта в системе традиционных коммуникаций, опосредованных привычными знаками – устной речью, печатным текстом, графиками на бумаге и схемами на школьной доске; и передачу опыта с использованием электронных, цифровых технологий. (Слово “традиционных” выглядит сегодня уже достаточно спорным, так как используя его мы все чаще рискуем оказаться в положении маленькой учительницы из романа Милорада Павича ).

Тем не менее, вопрос о том, в чем состоят существенные отличия в деятельности “традиционных” коллективов и коллективов, связанных сетью электронных коммуникаций, в чем заключаются основы их устойчивости является актуальным. Эта актуальность определяется тем огромным влиянием, которое оказывают средства, которыми пользуется человек для передачи и получения информации, на формирование его личности. Тот способ взаимодействия с окружающим миром, который будет навязан человеческой личности исторической, технической и культурной ситуацией, окажет решающее воздействие и на ее развитие и на развитие человеческих сообществ. С этой точки зрения информационная среда является не просто фоном, на котором проходят исследования.

Индивидуумы и группы, которые взаимодействуют между собой при помощи компьютеров, включенных в единую компьютерную сеть, являются и продуктом и результатом и составной частью и необходимым условием развития этой сети. Можно согласиться с Флуссером, что мы – это только узелки в огромной информационной сети и вне отношений этой сети мы просто несущественны. Нам представляется, что в проект предоставил достаточно иллюстративного материала для анализа того, каким становится современное образование под воздействием цифровых технологий. Когда мы в подводя итоги первого семинара попытались кратко определить, чем школа 21 века будет отличаться от того, что мы уже сделали, то прежде всего отметили постепенное стирание границы между школами, научными и художественными центрами, жилыми квартирами. Многие из представленных в ходе семинаров веб-серверов и образовательных проектов были сделаны благодаря объединенным усилиям государственных центров науки и культуры, неправительственных и международных организаций, отдельных граждан.

История развития наших основных серверов – Виртуальной Пустыни и Учкома в этом плане чрезвычайно показательна. Устойчивое развитие этих проектов стало возможным исключительно благодаря поддержке Института Программных Систем РАН, экологического центра “Дронт”, российских фондов РФФИ и РГНФ, ряда американских неправительственных организаций. Но, одно дело позитивно заявить, что центры, внутри которых сосредоточены научные, художественные и технические ценности, становятся ближе друг другу и доступнее каждому отдельному человеку. Совершенно иное, контрастное или полярное высказывание о том, что необходимость в таких центрах в их физической данности зданий, внутри которых осуществляются коммуникации, начинает неуклонно падать. Нет никакой необходимости приходить в школу, чтобы познакомиться с компьютером – он становится такой же домашней вещью, как и телефон. Нет никакой необходимости приходить в школу или в центр открытого доступа или куда угодно, чтобы подключиться к сети.

Следовательно, больше нет никаких технических и экономических обоснований для того, чтобы ходить в школу для того, чтобы участвовать в общении посредством электронных коммуникаций. Осталось добавить второе утверждение о том, что постепенно все наши коммуникации будут опосредованы электронной средой. Данное, пока еще может быть малозаметное изменение социального статуса телекоммуникаций, в ближайшее время приведет и к резкому изменению статуса образования. Эта ситуация была предсказана Норбертом Винером в “Кибернетике и обществе” даже не столько в его рассуждениях о будущей свободе транспортировки человека, сколько в его анализе коллективных средств производства.

Comments are closed.