Экология и политика

ЗЕЛЕНАЯ ПОЛИТИКА

Программные принципы Российской Партии Зеленых.


Мы объединились в Российскую партию Зеленых всвязи с опасностью уничтожения жизни в ходе экологической катастрофы. На Земле все труднее найти место, где не было бы заметно разрушение природных экосистем, здоровья человека, природной и культурной среды его обитания. На рубеже ХIХ и ХХ веков человечество овладело средствами, достаточными для быстрого изменения хода биосферных процессов в масштабе планеты. В то же время во взаимоотношениях с породившей его биосферой человечество выступает как биологический вид, отказывающийся предвидеть последствия своей жизнедеятельности. Скорость глобальных процессов разрушения экосистем преобладает над темпами их восстановления. Это – закономерное следствие технократического (индустриального) разивития цивилизации, отрицание духовных ценностей, и при сохранении этой формы развития может привести к глобальным изменениям в экосистеме Земли – экологической катастрофе. В этом случае человечество не имеет шансов сохраниться.

В то же время, поскольку человек обладает развитым абстрактным мышлением, предотвращение катастрофы возможно при условии кардинальной смены целей и приоритетов развития общества и установления гармоничных отношений между человеком и Природой. Наступило время перехода к новому типу мышления, признающему уникальность и ценность всех форм и проявлений жизни.

Однако сложившаяся в современных обществах авторитарная система власти не способствует свободе духовного творчества и реализации интеллектуального потенциала человечества.

Особенно остро эта ситуация проявляется в нашей стране, где возникла сверхмонополизированная, сверхавторитарная, сверхиндустриальная общественная система. Уникальная форма индустриализма в СССР создала иллюзию того, что переход к западной модели общества спсобен решить экологические и социальные проблемы страны.

Однако ни многопартийность, ни многоукладность экономики сами по себе еще не спасают от экологических катастроф, голода и взаимоуничтожения людей. России действительно нужны реформы, демократия и рынок. Но эти реформы должны проводиться с соблюдением жестких экологических и социальных стандартов. Если вскоре страна превратится в экологическую пустыню, то уже некому будет спорить о “конвертируемости рубля” и “соотношении ветвей власти”.

Сегодня развал экономики и борьба за власть отодвинули на задний план общественного сознания ничуть не менее разрушительный для России и стремительно нарастающий экологический кризис.

Россияне лишены первостепенного, естественного человеческого права: дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть качественную пищу, иметь здоровых детей. Падает продолжительность жизни, растет смертность, увеличивается число детей с тяжкими уродствами, страдающих детским церебральным параличом, астмой, раком. Начавшийся в эпоху правления большевиков процесс физического вырождения народа продолжает развиваться.

Осознание опасности грядущей катастрофы, грозящей России и всему человечеству и не оставляющей ни одному из народов или социальных групп шансов пережить ее, впервые ставит человечество перед необходимостью изменения всех частных целей во имя ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ВЫЖИВАНИЯ всех видов живой природы, включая человека.

Наш путь – коренное изменение приоритетов развития с производственных показателей и государственной мощи на интересы существования человечества как вида в гармонии с Природой, на обеспечение равного права каждого человека нынешнего и будущего поколений на здоровую жизнь и развитие своей личности, за свободу человека от физического, психического и иного насилия. Мы выступаем за неукоснительное соблюдение законов, защищающих Природу и людей, укрепление самоуправления во всех сферах общества, развитие природосберегающих и экологически чистых технологий и форм жизни, восстановление связей между людьми независимо от того, где они живут.

I. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.

Экономическая политика должна обеспечить эффективность экономики при безусловном соблюдении экологических и социальных приоритетов и нормативов. При проведении реформ необходимо исходить из глубокой внутренней связи между экологией и экономикой. Нельзя сначала решить экономические проблемы, а потом экологические – у них общие причины: сохранению мафиозного, сверхмонополистического характера отечественной экономики, низкий уровень экономической, экологической и правовой культуры.

1.1 Оздоровление социально-экономической ситуации невозможно без соблюдения законов. Необходимо немедленное прекращение финансирования объектов, которые не прошли полноценной экологической экспертизы, несут угрозу здоровью людей. Судьба средств, уже вложенных в эти “стройки века” должна решаться на конкурсной основе, с учетом интересов местных жителей.

1.2 Необходимо проведение целенаправленной государственной политики, направленной на демонополизацию индустрии, предотвращение разбазаривания и распродажи природных ресурсов, эффективное управление природопользованием. Природные ресурсы не должны быть даровыми – предприятие должно платить не только за их использование, но и за загрязнения тем, кого оно отравляет. При этом, учитывая мировой опыт, мы выступаем за постепенный переход от принципа платы за загрязнение к предотвращению самого загрязнения. Для этого предприятие должно быть заинтересовано во внедрении экологически чистых технологий, ему должно быть выгоднее снижать загрязнения, чем платить тяжелые экологические штрафы.

1.3 Для развития экологичных производств необходимо финансирование и налоговое поощрение соответствующей научно- технической политики. Мы считаем необходимым и естественным преимущественно дотационное финансирование научных исследований. В то же время, учитывая приближение экологической катастрофы, угрожающей гибелью всему человечеству, мы считаем необходимым обеспечить целенаправленную поддержку научных экологических исследований и инженерно-технических разработок, связанных с экологизацией всех сфер человеческой деятельности. Экологическая научно-техническая политика должна обеспечить переход к энергосберегающему и ресурсосберегающему производству, к преимущественному использованию технологий, которые не создают отходов, опасных для природы и человека. В перспективе необходим переход к безотходному производству.

1.4 Необходимо отказаться от создания гигантских производственных комплексов, отдавая самостоятельных предприятий высокой эколого-технической культуры, малых экологичных энергетических установок, опирающихся на них средств экологически безопасного транспорта и энергообеспечения сфер жилья и быта. Мы выступаем за приоритетное развитие хозяйств, обеспечивающих нужды региона, в котором они расположены.

1.5 Мы выступаем за безусловное признание обязательности положительного заключения экспертизы об экологической безопасности любого нового обьекта, продукта и технологии до начала его реализации. Необходимо выведение экспертизы из подчинения исполнительной власти. Прекращение строительства всех обьектов, не имеющих заключения экспертизы об их экологической безопасности. Освидетельствование всех действующих производств на предмет их экологической безопасности и создание проектов их модернизации, перепрофилирования в соответствии с высшими мировыми стандартами или выведения из эксплуатации.

1.6 Мы считаем необходимым встать на путь постепенного, но решительного отказа от атомной энергетики в связи с тем, что не существует убедительных доказательств возможности ее безаварийного функционирования, не решена проблема радиоактивных отходов. Более того, существует угроза того, что Россия превратится в мировую свалку радиоактивных и иных опасных отходов других стран. Необходимо прекращение ввоза этих отходов в Россию для захоронения и утилизации. Вывод из эксплуатации атомных станций должен сопровождаться введением в действие экологически безопасных источников энергии и рационализацией энергопотребления. Средства, поглощаемые сегодня атомным комплексом, должны быть переориентированы на экологизацию энергетики и ликвидацию последствий “атомных” аварий.

1.7 Основой для технического и экологического перевооружения промышленности может стать часть предприятий военно-промышленного комплекса, обладающих серьезным научно- техническим потенциалом. Система ВПК вовлекла в свою сферу огромную массу людей и передовых производств. Необходимо воздержаться от бездумного ее уничтожения. Она должна быть переориентирована на инновационную деятельность и ликвидацию последствий разрушения окружающей среды.

1.8 Мы понимаем, что формирование свободного, демонополизированного рынка позволит эффективно примененять экологические санкции и налоги. При этом рядовой труженик не должен отвечать за просчеты руководства предприятий. Для этого реформа должна проводиться с соблюдением социальных гарантий, существующих в развитых странах мира. Должно быть усилено право трудящихся на участие в принятии касающихся их административных решений через органы самоуправления, необходимо создание гибкой системы переквалификации кадров, готовой принять высвобождающиеся рабочие руки. Обучать людей новым, перспективным профессиям выгоднее и справедливее, чем просто платить пособие по безработице.

1.9 Мы считаем, что решению социальных проблем может помочь восстановление народных традиций местного самоуправления. Не важно, как будут называться органы самоуправления (советы, земства, муниципалитеты, комитеты самоуправления, общинные сходы и др.), важно, чтобы в распоряжении местных жителей сохранялась значительная часть средств, которые сейчас уходят в центральные бюрократические органы. Люди должны знать, как расходуются налоговые и штрафные средства. В то же время недопустима подмена местного самоуправления произволом местных администраций. Самоуправление предполагает создание полномочных легко переизбираемых коллегиальных органов, имеющих возможность контролировать действия администрации соответствующего уровня.

Перенесение центра тяжести распределения средств на места не должно означать отказ от проведения государственных социальных программ. Но средства на них должны выделяться в целевым порядком, чтобы деньги, предоставленные налогоплательщикам на оказание помощи жертвам радиации не могли пойти на развитие атомного комплекса.

1.10 Приоритетом социальной политики страны должно быть развитие здравоохранения. Мы считаем необходимым поддержание зарплаты работников медицины на высоком уровне. Необходимо создание официальной программы исследования зависимости заболеваемости от экологических причин. В то же время гражданин должен иметь право отказа от медицинской помощи, если это не связано с опасностью для здоровья окружающих. РПЗ выступает за изучение новых медицинских методов, опыта народной медицины и нетрадиционных способов лечения с последующей поддержкой распространения тех методов, которые прошли научное апробирование.

1.11 Мы считаем необходимым способствовать возвращению граждан из индустриальных центров к земле. Однако при этом следует помнить, что аграрная реформа, основанная на массовом внедрении фермерства при утрате навыков сельского труда у горожан может нанести непоправимый ущерб природе. Вызывает опасение и возможность столкновений при переделе земли, а также начавшееся разрушение островков природы, передаваемых под нужды поселенцев. В связи с этим необходим ряд мер, способных облегчить возвращение горожан к земле без дополнительного ущерба природе, повышающих эффективность производства при его экологической безопасности и социальную стабильность в деревне. К этим мерам мы относим:
а) Отказ от разрушения существующей системы землевладения. Постепенность земельной реформы. Поддержка свободного развития и конкуренции всех форм собственности на землю.
б) Перераспределение капиталовложений в лесной промышленности, направление на их расширение лесовосстановления и лесонасаждений. Определение минимальной площади лесов, которая должна сохраниться. Создание и осуществление государственной программы восстановления площади и качества состава лесов с ориентацией на уровнь начала XX века. Прекращение сплошных вырубок леса. Изъятие из хозяйственного пользования всех первичных лесов.
в) Прекращение хозяйственного освоения еще нетронутых или малоизмененных территорий и сосредоточение имеющегося экономического потенциала на максимально эффективном использовании уже трансформированных земель. Восстановление естественного живого покрова на землях, потерявших плодородие в результате деятельности человека.
д) Гласность при выделении земли.
е) Установление экологических нормативов землепользования, нарушение которых ведет к изъятию земли.
ж) Государственная поддержка создания экологически чистых поселений.

II. КОНСТИТУЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

2.1 Мы исходим из того, что формируемая сверху исполнительная (командно-административная) власть неэффективна, так как оторвана от непосредственных социальных и экологических интересов населения. Поэтому мы считаем, что система власти должна базироваться на сильном и полномочном местном и общественном самоуправлении и строиться снизу вверх, а не сверху вниз. По той же причине мы считаем, что рукововдство исполнительных органов власти должно формироваться представительными органами соответствующего уровня.

2.2 Мы считаем, что Россия должна быть федераций равноправных регионов, пользующихся широкой автономией. Эта автономия может быть ограничена закрепленной в Конституции сферой компетенции федеральных органов власти:
а) контроль за соблюдением экологических нормативов и стандартов гражданских прав с полномочиями принятия основ соответствующего законодательства и пресечения нарушений,
б) защита единого экономического пространства и внешних границ,
в) проведение единой финансовой политики. Регионы могут передавать России специальные полномочия на проведение федеральных программ.

2.3 Децентрализация экономической и политической власти, переход к принципу строительства власти снизу, на основе самоуправления населения, может быть только постепенным. Мы будем поддерживать зарождающееся самоуправление, самостоятельность нижестоящих представительных органов, полновластие представительных органов в рамках их компетенции, право их контроля за исполнительной властью, стремление народов к солидарности. В противном случае нас ожидает “война законов”, новые нарушения прав граждан и т.д.

2.4 Мы выступаем за неукоснительное соблюдение гражданских прав, зафиксированных в Декларации прав человека. Важнейшим гражданским правом мы считаем право человека на жизнь и потому выступаем за отмену смертной казни с заменой ее пожизненным заключением.

Мы выступаем за безусловную свободу распространения экологически важной информации и введение наказаний за ее сокрытие.

2.5 Необходимо обеспечение четкого механизма порядка судебной защиты прав человека на здоровую окружающую среду и компенсации ущерба здоровью и имуществу граждан, культурно- исторической среде, вызванного экологическими причинами.

III. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ.

3.1 Здоровая среда обитания человека предполагает, обеспечение каждой народности сохранения и восстановления природной и социо-культурной среды, здоровья людей и развития самобытной культуры населения, свободу этнокультурного и политического самоопределения. Однако возможность такого самоопределения должна осуществляться только в соответствии с процедурой, определенной в законе. Мы выступаем против национального шовинизма, поддерживаем борьбу за свои гражданские права национальных меньшинств как в России, так и в других странах мира. Мы считаем, что защита гражданских прав в “ближнем зарубежье” должна стать одним из приоритетов внешней политики России.

3.2 Поскольку принцип нерушимости границ не спасает от затяжных военных конфликтов и даже способствует их развитию, мы считаем, что население должно иметь право решать, в каком государственном образовании жить. Принцип “самоопределения наций” и “национального государства” должен быть заменен принципом самоопределения территорий, порядок реализации которого должен быть определен в международных соглашениях.

3.3 Мы выступаем за широкий спектр методов решения национальных проблем от местных референдумов до развития системы национально-культурной автономии. Обеспечиваемые государством права человека не могут зависеть от его национальной принадлежности.

3.4 В то же время Россия должна быть готова к тому, чтобы принять беженцев из “горячих” точек. Размещение беженцев должно проводиться по согласованию с местными жителями в специально создаваемых экологически чистых поселениях, в которых беженцам может быть предоставлена возможность работы по специальности или переквалификации.

3.5 Внешняя политика, также как и внутренняя, должна основываться на приоритете гражданских прав, экологических стандартов и самоопределения народов. Мы считаем, что Россия может использовать в своих интересах уникальное географическое положение между Европой и Азией. Но и экономические, культурные и другие связи с другими странами должны быть обусловлены соблюдением в них гражданских прав и экологических стандартов.

3.6 Мы считаем необходимым исключить из практики международных отношений применение силы и угрозы применения силы, ориентируя человечество на всеобщее и полное разоружение.

3.7 Необходимо признать в качестве общечеловеческой необходимости помощь развивающимся странам в образовании и просвещении, во внедрении в их экономику наукоемких экологически безопасных и экономичных технологий. Для финансирования этих программ необходимо создать специальный международный фонд и аннулировать долгосрочные долги стран “третьего мира”. Также необходимо создать на базе равных процентных отчислений от валового национального продукта всех стран мира международный экологический фонд для финансирования проектов восстановления и защиты природной среды, разработки прогрессивных технологий, а также сил экстренной помощи пострадавшим от стихийных и антропогенных бедствий.

3.8 Мы вытсупаем за защиту внутреннего рынка страны. Таможенные преграды должны ослабляться по мере оздоровления экономики.

3.9 Мы считаем возможным возрождение Сообщества народов бывшего СССР на новых, демократических принципах. Народы не могут жить, если они разрезаны искусственными границами. Возможно, такой Союз будет создан не по воле президентов, а на основе объединения регионов, демократического движения за добровольное объединение снизу. Такой Союз будет открыт и для других восточноевропейских и азиатских стран.

3.10 Мы выступаем за постепенное устранение преград для передвижения граждан через границы, за всемерное развитие межгосударственных и региональных, экономических и культурных связей. Однако свобода перемещения не должна способствовать расширению преступной деятельности. Границы России и Содружества должны превратиться в жесткую преграду для лиц, замеченных в нарушениях уголовного законодательства. В отношении таких лиц должны применяться как уголовные наказания, так и высылка за пределы России.

3.11 Мы поддерживаем стремление народов к самостоятельности, но не за счет ограничения гражданских прав. Недопустимо использование сил международного сообщества в качестве дубинки против народов, не разделяющих представления руководителей западных стран о “ценностях цивилизации”. Мы считаем необходимым создание наряду с “голубыми касками” ООН международных подразделений “зеленых касок”, в задачи которых должна входить охрана особо ценных природных и экологически опасных объектов в регионах боевых действий и участие в ликвидации последствий катастроф. Необходимо также создание аналогичных добровольческих подразделений.
IY. ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

Обеспечение сохранения и приумножения культурных ценностей, рост культурного уровня всех граждан, высокий уровень духовности общества и гармоничные отношения культуры и Природы должны стать одним из приоритетов нашего общества. Общество как целое должно обеспечить максимально полное сохранение культурного наследия для следующих поколений.

4.1 Культурное наследие не должно быть источником прибыли, не может коммерциализироваться. Общество должно обеспечить доступность культурных ценностей (при условии их сохранности) для каждого.

4.2 В распространении культуры заинтересовано все общество, и оно создает условия для этого системой налоговых льгот. Средства на поддержку культурного творчества и распространения культуры выделяют органы самоуправления и ассоциации. Расходование этих средств контролируют общественные организации, в том числе культурно-национальные ассоциации.

4.3 Уважая религии народов России и других стран мира, мы выступаем за свободу вероисповеданий, если они не связаны с физическим насилием.

4.4 Признавая необходимость содержания представителей отдельных видов фауны в специальных условиях для их сохранения в период экологических катастроф, мы выступаем за защиту прав животных на приемлемые условия жизни в зоопарках. Необходимо полноценное развитие и расширение резервных территорий и заповедников. Мы считаем также необходимым материальное поощрение общественных организаций, занимающихся проблемами бездомных домашних животных.

4.5 Мы считаем, что каждому ребенку должны обеспечиваться все права человека независимо от расы, национальности, пола, языка, религии и имущественного положения, политических или иных убеждений, этнического или социального происхождения. Ни один ребенок не может быть ограничен в своих правах в связи с деятельностью, взглядами или убеждениями его родителей или иных лиц, отвечающих за его воспитание.

4.6 Ребенок имеет право на гражданство, жилье, свободу ассоциаций, создания детских газет и журналов, право на защиту своей чести и достоинства. Дисциплина и порядок в учебных заведениях, дошкольных и внешкольных учреждениях должна поддерживаться средствами, основанными на чувствах взаимного уважения и справедливости, исключающими унижение и оскорбление учащихся. Недопустимо жестокое обращение с ребенком, систематическое применение физического и психического насилия над ним, в том числе и со стороны родителей и воспитателей. Ребенок, находящийся в воспитательно-трудовом или лечебно-профилактическом учреждении, имеет право на гуманное с ним обращение. Запрещается содержание ребенка в одном помещении с совершеннолетними задержанными, арестованными или осужденными.

4.7 Повышенной защитой государства и общества должны пользоваться дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети-беженцы, дети, находящиеся в неблагоприятных условиях, сложившихся в результате военных и общественных конфликтов, экологических катастроф, эпидемий, бедствий и голода. Мы выступаем за постепенную ликвидацию института детдомов и преобразование их в самоуправляемые семейные общины.

4.8 Необходимо сочетать практические действия по охране здоровья и экологической защите детей с созданием новых форм экологически разумного воспитания и обучения.

4.9 Особое внимание необходимо уделять сохранности здоровья ребенка и его экологической защите в период обучения. Любые эксперименты в школе должны содержать в себе гарантии охраны здоровья учащихся и методику долговременного контроля за ним.

4.10 Мы поддерживаем перенос школьных уроков на природу, максимальные усилия по размещению детских учреждений в зеленых зонах, включение в программы обучения начиная с детского сада основ экологии, создание курса “Природа и человек”, обучающего детей основам гигиены, закаливания, приемам психологической защиты, умению управлять своим телом и желаниями, навыкам доврачебной помощи и разумной природосберегающей деятельности.

4.11 По нашему мнению, школа должна в первую очередь учить учиться, а не загружать мозг ученика материалом, большая часть которого не понадобится ему в жизни.

4.12 Мы считаем, что государственное образование должно быть основано не на различии материальных возможностей родителей, а на разнице способностей детей. Общество гарантирует выделение достаточных средств на обучение каждого ребенка. Общество должно оплачивать и дополнительные потребности в образовании одаренных детей. Мы считаем недопустимым сокращение числа дошкольных учреждений и школ.)

4.13 Мы считаем, что ребенок должен получать достаточные знания о религиях мира для того, чтобы делать сознательный выбор вероисповедания либо сохранять атеистическое мировоззрение.

4.14 Мы выступаем за широкую автономию высших учебных заведений. Право государства на вмешательство в учебный процесс и общественную жизнь вузов должно быть ограничено. В вузах гарантируется свобода политической, общественной и профсоюзной деятельности. Во всех государственных вузах должны сохраняться бесплатные формы обучения и стипендии студентам.

4.14 Мы считаем, что численность человечества должна быть приведена в соответствие с емкостью биосферы. Без осуществления этой задачи экологическая катастрофа неизбежна. Однако решение этой проблемы может осуществяться только ненасильственно, прежде всего путем просвещения и развития культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

V. ПРИНЦИПЫ ЖЕНСКОЙ ПОЛИТИКИ

Мы отвергаем патриархальный подход в решении “женского вопроса”, суть которого сводилась к ограничению общественных функций женщины сферой семейных отношений. Мы также против использования женщин в качестве дешевой рабочей силы. В нашей стране государство целенаправленно игнорировало свои обязанности как по обеспечению нормальных условий труда, отказываясь принимать во внимание физиологические особенности женщин, так и по созданию правовой и финансовой основы для признания и облегчения домашнего труда.

Мы исходим из политики равных социальных возможностей для женщин и мужчин, так как считаем, что проблемы женщин сказываются и на мужчинах, являясь проблемами общества в целом.

РПЗ исходит из приоритета физической неприкосновенности, материальной независимости и самоопределения форм существования женщины и мужчины.

Мы считаем необходимым расширение участия женщин в общественно-политической жизни, выравнивание статуса “мужских” и “женских” отраслей и профессий, ликвидацию тяжелых и вредных производств.

Эти стратегические направления женской политики предполагают:

5.1 Сокращение участия женщин в работе на тяжелых и вредных производствах, в работе ночных смен с высокой физической и психоэмоциональной напряженностью.

5.2 Обеспечение равного доступа на руководящие должности женщинаv и мужчинам.

5.3 Создание эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки женских рабочих кадров (принимая во внимание возможную потерю квалификации женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком),

5.4 Выравнивание фактического уровня зарплаты мужчин и женщин.

5.5 Обеспечение возможностей вовлечения мужчин и женщин в сферы нетрадиционной для них занятости,

5.6 Обеспечение повышенния уровня медобеспечения матери и ребенка.

5.7 Сокращение числа аборотов с помощью распространения безопасных эффективных контрацептивных средств, поддержки материнства и детства, просветительских и пропагандистских мероприятий.

5.8 Введение изменений в УК РФ в части, касающейся изнасилования женщины и ребенка, и закреление уголовного наказание за осуществление насильственных действий в отношении члена семьи.

5.9 Создание реабилитационных домов-санаториев для женщин, подвергшихся насильственным действиям.

 

Добавить комментарий